Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта Лыжные гонки

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
УТВЕРЖДАЮ

Подписан: Вершинин Евгений
Валерьевич
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Дата: 2023-08-15 13:05:50

Директор МАУ ДО «ДЮСШ»
______________Н. Л. Аведисьян

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по виду спорта «лыжные гонки»
(возраст обучающихся – от 7 лет до 18 лет)
Срок реализации – 8 лет

Составители:
Красилова Е.Е., тренерпреподаватель

г. Североуральск
2020 г

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик .............................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы ........................................... 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы ............................................. 7
1.4.Планируемые результаты освоения общеобразовательной программ ... 14
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 19
2.1. Условия реализации программы ............................................................. 19
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................... 25
3.Cписок литературы ......................................................................................... 29

1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка

1.1.

Данная программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образования Российской Федерации»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта».
-

Требований

общеразвивающим

к

дополнительным

программам

для

общеобразовательным

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области.
Лыжныйспорт - один из самых массовых, привлекательных и
доступных.

Занятия

на

чистом,

морозном

воздухе

закаляют

организм,придают бодрость, развивают мышечную силу, создают условия
дляработоспособности сердечно-сосудистой системы. Лыжные занятия
хорошовлияют

на

формирование

осанки

ребенка,

предупреждают

плоскостопие,укрепляются мышцы спины.
Во

время

лыжных

прогулок

и

занятий

детям

приходится

выполнятьразличные действия: спускаться со склона, подниматься на гору
разнымиспособами, делать повороты. Это воспитывает в них морально –
волевыекачества,

смелость,

трудности,формирует
взаимопомощи.

решительность,

выдержку,

приучает

воспитывает

преодолевать

чувство

дружбы,

Регулярные

занятия

–

это

еще

и

профилактика

простудных

заболеваний.
Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на
всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная
работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
В

Муниципальном

автономном

учреждениидополнительного

образования детско-юношеской спортивной школе созданыусловия для
реализации программы по лыжным гонкам.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время
значительная часть школьников занимается физическими упражнениями
лишь на уроках физической культуры.
Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные
нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших
задач, стоящих перед дополнительным образованием, является привлечение
как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в
различных спортивных секциях и объединениях для повышения уровня их
физической подготовленности.
Особенностями данной программы является направленность на
овладение начальных основ техники передвижения на лыжах, а также
реализация принципа вариативности, задающего возможность подбирать
содержание

учебного

материала

в

соответствии

с

возрастными

особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью
учебного процесса.
Адресат общеразвивающей программы. Возраст обучающихся, на
который рассчитана данная образовательная программа: 7-18 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 7 лет.
Число детей, одновременно находящихся группе (от 15 человек)
К учебным занятия по лыжным гонкам могутпривлекаются дети,
стоящие наразличных формах учета.

Для комплектации групп по лыжным гонкам по данной программе не
производится отбор детей по антропометрическим данным и другим
показателям пригодности к данному виду спорта. К спортивно-оздоровительному этапу допускаются все лица с 7 лет, желающие заниматься
лыжными гонками и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие
письменное разрешение врача).
Режим занятий. Образовательный процесс организуется в течение
всего календарного года, в соответствии с календарным учебным графиком,
годовым учебным планом и календарем спортивно-массовых мероприятий.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности«лыжные гонки»: 8 лет.
Объем общеразвивающей программы
Уровни
Года
обучения

Стартовый
1

Базовый

2

3

4

Продвинутый
5

6

7

Объем за
весь
период
обучения

8

Количество
234
234 234 234 234 234
234 234
1872
часов
Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы
должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со
следующими уровнями сложности:
1.

«Стартовый

уровень».

Предполагает

использование

и

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения

содержания

общеразвивающей программы. Срок освоения общеразвивающей программы
этого уровня 1-2 года.
2.
таких

«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию
форм

организации

материала,

которые

допускают

освоение

специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления

общеразвивающей

программы.

общеразвивающей программы этого уровня 3 года.

Срок

освоения

3.

«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм

организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным)

и

нетривиальным

разделам

в

рамках

содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей
программы и доступ к около профессиональным и профессиональным
знаниям

в

рамках

содержательно-тематического

направления

общеразвивающей программы. Срок освоения общеразвивающей программы
этого уровня 3 года.
Форма обучения:
- теоретические и практические групповые учебно-тренировочные
занятия,
- медико-восстановительные мероприятия,
- тестирование,
Виды занятий: тренировочное занятие, беседы, лекции, открытое
занятие.
Формы подведения результатов:
- Тестирование (медицинский контроль) которое помогает определить
физическое и психологическое состояние ребенка.
- Педагогическое наблюдение за детьми в процессе занятий;
- Сдача ОФП
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: главной целью общеразвивающей программы
«лыжные

гонки»

является

оздоровление

организма

детей,выявление

одаренных обучающихся.
Задачи:
1.Образовательные:
- приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической
работоспособности;

- научить основам техники передвижения на лыжах;
- научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на
лыжах;
-

приучать

использовать

полученные

знания

и

умения

для

самостоятельных занятий.
2.Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание,
настойчивость и волевые качества
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни
- привитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и лыжным
спортом
3.Развивающие:
- развивать природный потенциал каждого ребенка;
-

укрепление

здоровья,

физическое

развитие

и

повышение

работоспособности учащихся;
- всестороннее гармоничное развитие физических способностей;
- развивать мотивацию и положительное отношение к занятиям;
-способствовать

закаливанию

организма

и

устойчивости

к

неблагоприятным условиям внешней среды.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план для «стартового уровня»
№п/
п

1
2
2.1
2.2
2.3

Количество часов

Название раздела,темы

Годобуче
ния

Всего

Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Другие виды спорта и
подвижные игры

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

5
5
132
120
65
55
12
20
55
45

Формы
аттестации
Теория Практика
(контроля)

беседа
беседа

5
5
132
120
65
55
12
20
55
45

тест
тест
тест
тест

2.4
2.5
2.6
2.7

Техника катания
классическим ходом
Техника катания
коньковым ходом
Катание без палок
классическим ходом
Техника катания без
палок коньковым ходом

2.8

Участие в соревнованиях

3

Итоговая аттестация
Итого

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

27
31
31
31
9
11
9
11
17
22
4
3
234
234

5
5

27
31
31
31
9
11
9
11
17
22
4
3
229
229

тест
тест
тест
тест
Внутр.со
ревн.

Учебно-тематический план для «базового уровня»
№
п/п

Название раздела, темы

1

Теоретическая
подготовка

2

Практическая
подготовка

2.1

Общая физическая
подготовка

2.2

Специальная физическая
подготовка

2.3

Другие виды спорта и
подвижные игры

2.4

Техника катания
классическим ходом

2.5

Техника катания
коньковым ходом

2.6
2.7

Техника катание без
палок классическим
ходом
Техника катания без

Количество часов

Год
обучения

Всего

1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1

6
7
8
110
95
87
50
40
38
25
28
30
35
27
19
35
38
39
35
38
39
11
14
14
12

Формы
аттестации
Теория Практика
(контроля)

беседа
опрос
опрос

6
7
8
110
95
87
50
40
38
25
28
30
35
27
19
35
38
39
35
38
39
11
14
14
12

тест
тест
тест
тест
тест
тест

тест
тест
тест
тест
тест
тест

палок коньковым ходом

2.8

3

2
14
14
тест
3
14
14
тест
1
22
22
Внутр.со
Участие в соревнованиях
2
25
25
ревн.
3
30
30
1
3
3
2
3
3
Итоговая аттестация
3
3
3
1
234
6
228
Итого
2
234
7
227
3
234
8
226
Учебно-тематический план для «продвинутого уровня»

№
п/п

Название раздела, темы

1

Теоретическая
подготовка

2

Практическая
подготовка

2.1

Общая физическая
подготовка

2.2

Специальная физическая
подготовка

2.3

Другие виды спорта и
подвижные игры

2.4

Техника катания
классическим ходом

2.5

Техника катания
коньковым ходом

2.6

Техника катания без
палок классическим
ходом

2.7

Техника катания без
палок коньковым ходом

2.8

Участие в соревнованиях

Количество часов

Год
обучения

Всего

1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1

8
10
10
78
68
58
32
28
22
30
30
30
16
10
6
41
43
44
41
44
45
15
16
18
15
16
18
32

Формы
аттестации
Теория Практика
(контроля)

8
10
10

беседа
опрос
опрос

тест
тест
тест
тест
тест
тест

тест
тест
тест
тест
тест
тест
тест
тест
Внутр.со

3

Итоговая аттестация
Итого

2
3
1
2
3
1
2
3

ревн.

34
38
3
3
3
234
234
234

9
10
10

3
3
3
225
224
224

Содержание изучаемого курса
1.Теоретическая подготовка .
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении
лыжного спорта.Лыжный спорт в России.Техника безопасности на занятиях
лыжным спортом. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и
отдыха.Питание,

самоконтроль.

Оказание

первой

помощи

при

травмах.Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные мази,
парафин.Основы техники способов передвижения на лыжах. Правила
соревнований по лыжным гонкам
2. Практическая подготовка
2.1.Общая физическая подготовка
Команды для управления группой. Понятия о строе и командах.
Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в
двешеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй.
Виды размыкания. Перестроения.Основная стойка. Действия в строю
на месте и в движении: построение,выравнивание строя, расчет в строю,
повороты и полуобороты, размыкание исмыкание строя, перестроение
шеренги и колонны в строю. Переход с шагана бег и с бега на шаг.
Изменение скорости движения. Остановка во времядвижения шагом и бегом.
Основные движения головой, руками, ногами, туловищем:
Упражнения для шеи. Наклоны головой вперед, назад, в стороны.
Повороты, круговые движения головой.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибами
пальцев;движения

в

плечевых,

локтевых

и

лучезапястных

суставах

(сгибание,разгибание,

повороты,

одновременные,попеременные

вращения,

отведение

и последовательные

и

приведет

маховые,

круговые

движения; сгибание иразгибание рук в упоре стоя и лежа.
Упражнения для туловища. Упражнения для формированияправильной
осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различныхисходных
положений

и

с

различными

движениями

руками);

дополнительныепружинистые наклоны; круговые движения туловищем;
прогибание лежалицом вниз с различными положениями и движениями
руками и ногами;переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа
спиной; подниманиеног и рук поочередно и одновременно; поднимание и
медленное опусканиепрямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от
пола; круговыедвижения ногами (педалирование) и др.;
Упражнения

для

ног.

Движения

в

голеностопном,

коленном

итазобедренномсуставах (сгибание, разгибание, вращение) из различных
исходныхположений (стоя на одной ноге, с опорой на партнера, о стену,
снаряд, сидя,лежа на спине). Маховые и круговые движения ногой.
Приседание, прыжкина двух и на одной ноге. Выпады. Пружинистые
приседания в выпаде; сменаположения ног прыжком, в выпаде. Выполнение
упражнений на месте, вдвижении. Упражнения с предметами и без
предметов
2.2 Специальная физическая подготовка
Специальные упражнения разделяются на две подгруппы:
а)специально

подготовительные;

Специальноподготовительные

упражнения

б)

специально
применяются

подводящие.
для

развития

физических иволевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально
подводящиеупражнения применяются с целью изучения элементов техники
способовпередвижения на лыжах.
В

группу

специальных

упражнений

включаются

упражнения,избирательно воздействующие на отдельные группы мышц,
участвующие вопределенных движениях, в способах передвижения на лыжах

(например,

вотталкивании),

а

также

широкий

круг

имитационных

упражнений (на месте ив движении). Имитационные упражнения могут
применяться как длясовершенствования отдельного элемента техники, так и
для несколькихэлементов (в связке).
Применение тренажеров (передвижение налыжероллерах) значительно
расширяет

возможности

воздействияспециальных

упражнений.

Круг

специальных упражнений, применяемых втренировке лыжников, в настоящее
время достаточно широк. Вместе с темнеобходимо отметить, что одни и те
же упражнения (например,имитационные и передвижение на лыжероллерах)
в зависимости отпоставленных задач и методики применения, могут быть
использованы и какподготовительные, и как подводящие упражнения. В
началеподготовительного периода имитационные упражнения, применяемые
внебольшом

объеме,

исовершенствования

используются

элементов

как

техники.

средство

Осенью

же

обучения
объем

и

интенсивностьприменения этих упражнений В тренировке лыжниковгонщиков на общемфоне высокого развития силы, силовой выносливости,
быстроты, ловкости игибкости основное внимание уделяется развитию
общей и специальной(скоростной) выносливости и скоростно-силовым
качествам. Специальныеупражнения широко применяются в подготовке
спортсменов в различныхвидах лыжного спорта.
В лыжных гонках для совершенствования элементов применяются
легкоатлетические упражнения:
Бег. Бег с ускорением до 40 м (10-13 лет) и до 50-60 м (14-17 лет).
Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 2 - 3x20 - 30 м (1012 лет), 2 - 3x30 - 40 м (13-14 лет), 3 - 4x50 - 60 м (15-17 лет). Бег 60 м с
низкого старта (13-14 лет), 100 м (15-20 лет). Эстафетный бег с этапами до 40
м (10-12 лет) и до 50-60 м (13-17 лет). Бег с препятствиями от 60 до 100 м
(количество препятствий от 4 до 10, в качестве препятствий используются
набивные мячи, учебные барьеры). Бег в чередовании с ходьбой до 400 м (10-

12 лет). Бег медленный до 3 мин. (мальчики 13-14 лет). Бег или кросс до 500м
(15-17 лет) и до 1000 м (18-20 лет).
Прыжки. Прыжки через планку с поворотом на 90 и 180°с прямого
разбега. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в
длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши).
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
2.3. Другие виды спорта и спортивные игры
-футбол, баскетбол, стритбол, бадминтон
- Эстафеты и прыжковые упражнения
-Упражнения для развития скоростных-силовых качеств
- Развитие быстроты и координации
-Развитие выносливости /циклические упражнения
2.4. Техника катания классическим ходом
-Обучение технике классических лыжных ходов.
-Специальные упражнения на овладение техникой скользящего шага,
равновесия при одноопорном скольжении согласованную работу рук и ног.
-Совершенствование техники лыжных ходов в облегченных условиях.
-Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой
стойке
-Обучение

преодолению

подъемов

«елочкой»,

«полуелочкой»,

ступающим, скользящим, беговым шагом
-Обучение

торможению

«плугом»,

«упором»,

«поворотом»,

соскальзыванием, паданием
-Обучение поворотам на месте и в движении
2.5. Техника катания коньковым ходом
Полуконьковый

одновременный

лыжный

ход.

Одновременный

двухшажный коньковый ход. Одновременный одношажный коньковый ход.
Дальнейшее

совершенствование

конькового

хода.

Обучение

техники

отталкивания. Специальные упражнения для освоения техники. Обучение
техники спуска со склонов во всех стойках

2.6. Техника катание без палок классическим ходом
Обучение техники толчка одной ногой. Специальные упражнения для
освоения техники катания без палок классическим ходом.
2.7.Техника катания без палок коньковым ходом
Обучение техники катания без палок. Специальные упражнения для
освоения техники катания без палок коньковым ходом.
2.8. Участие в соревнованиях.
Участие

в

официальных

соревнованиях

различного

уровня,

выполнение установок на соревнования и разбор соревнований.
1.4.Планируемые результаты освоения общеобразовательной программ
Предметными

результатами

освоения,

учащимися

содержания

общеразвивающей программы всех уровней являются следующие умения:
По окончании «Стартового уровня» обучения, учащиеся должны:
1. Знать общие основы лыжных гонок
2. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
3. Знать правила соревнований по лыжным гонкам;
4. Знать

и

уметь

проводить

самостоятельно

общеразвивающие

упражнения.
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки лыжника;
7. Освоить технику классического бесшажного хода;
8. Освоить технику классического одношажного хода;
9. Освоить технику попеременного классического хода;
10. .Усвоить основы конькового хода;
11. Освоить технику спуска с горы плугом и др. способами.
По окончании «Базового уровня» обучения, учащиеся должны:
1. Освоить технику классического хода;
2. Освоить конькового хода;
3. Овладеть навыками судейства;

4. Уметь управлять своими эмоциями;
5. Знать методы тестирования при занятиях лыжными гонками;
6. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели;
7. Уметь проводить самостоятельно для группы общеразвивающие
упражнения;
8. Знать упражнения для проведения общей физической подготовки;
9. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям
в ходе соревнований.
По окончании «Продвинутого уровня» обучения, учащиеся должны:
1. Уметь объяснить технику классического хода другим занимающимся;
2. Уметь объяснить и показать технику классического хода;
3. Овладеть навыками обгона на трассе;
4. Научиться работать в команде, уметь согласовывать свои действия и
находить взаимопонимание;
5. Получить навыки командных действий в эстафетных гонках;
6. Овладеть тактикой ведения гонки;
7. Уметь действовать с максимальным напряжением своих сил и
возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
8.

Постоянно

следить

за

ходом

гонки,

мгновенно

оценивать

изменившуюся обстановку и принимать правильные решения;
9.

Уметь доводить дело до конца и добиваться поставленной цели.
Личностными

результатами

освоения,

учащимися

содержания

общеразвивающей программы всех уровней являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах

уважения

и

доброжелательности,

взаимопомощи

и

сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность,

трудолюбие

и упорство в

достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с
ними общий язык и общие интересы.
- Уважать своих соперников и уметь им уступать.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания
общеразвивающей программы всех уровней являются следующие умения:
-

характеризовать явления

(действия

и поступки),

давать им

объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать
способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований
ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Воспитательная работа:
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений
дополнительного

образования.

Высокий

профессионализм

педагога

способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь
в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том,
что

тренер-преподаватель

может

проводить

ее

во

время

учебно-

тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в
спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
Воспитательная

работа

предполагает

тесное

единство

нравственного,умственного, эстетического и трудового воспитания с учетом
особенностейфизкультурно-спортивной,

соревновательно-тренировочной

деятельности.Планирование воспитательной работы должно осуществляется
в трехосновных формах: годовой план воспитательной работы, календарный
(намесяц) и план работы педагога. Воспитательную работу следует
планироватьс

учетом

возраста,

пола,

спортивной

подготовленности

обучающимися,реальных условий деятельности учреждения. Годовой план
воспитательной работы педагога содержит следующиеразделы:
1.

общая

характеристика

спортивномколлективе.

В этом

обобучающимися,

уровне

об

состояния
разделе
их

воспитательной
излагаются

работы

общие

мировоззренческих

в

сведения

представлений;

оботношении юных спортсменов к учебе; об отношении к труду;
уровнеподготовленности по основным разделам тренировки и соревнований.
2. Воспитательные задачи. В данном разделе формулируются:
 Основные цели и задачи воспитания в учебном году.
 Воспитание черт спортивного характера;
 Формирование должных норм общественного поведения;
 Пропаганда здорового образа жизни;
 Воспитание патриотизма.
3.Основное содержание работы по реализации поставленных задач
(примерные формы деятельности и занятий учащихся);
1)

организационно-педагогическая

групп,ученического
обучающимися.

самоуправления,

работа

-

соблюдение

выборы
режима

старост
дня

2) формирование основ мировоззрения социальной активности –
намечаютсямероприятия вне спортивной школы;
3)

воспитание

сознательного

отношения

к

учению,

культуре

умственноготруда – контроль за успеваемостью по общеобразовательным
предметам иактивности в общественной работе;
4) воспитание сознательного отношения к труду, общественно
полезнойработе и бережного отношения к общественному достоянию –
планированиесубботников, экскурсии в музей;
5) нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики –
планирование

форм,

методов

и

средств

воспитания

нравственного

поведенияобучающимися;
6)

физическое

воспитание

–

планируются

мероприятия

по

дальнейшемурасширению знаний в области физической культуры и спорта;
пропагандаздорового образа жизни в районе;
Важное

место

в

воспитательной

работе

должно

отводиться

соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих
ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной
борьбы на трассе и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся
должное отношение к запрещенным приемам и действиям в ходе гонки.
Перед соревнованиями необходимо настраивать гонщиков не только на
достижение победы, но и на проявление в соревнованиях морально-волевых
качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью
воспитательной

работы.

Наблюдая

за

особенностями

поведения

и

высказываниями учеников во время соревнований, тренер может сделать
вывод о сформированности у них необходимых качеств.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество
подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств,
методов

обучения

и

воспитания

возрастным,

психофизическим

особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
обучающихся.
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Тренировочные занятия проводятся в оборудованных спортивных
залах и трассах с использованием следующих средств обучения:
Перечень спортивного инвентаря и оборудования:
Наименование спортивного инвентаря и оборудования
Гимнастическая скамейка
Гимнастическая стенка
Лыжи гоночные
Свисток
Мат гимнастический
Мяч футбольный
Секундомер
Мяч волейбольный
Корзина для мячей
Фишки (конусы)
Скакалка
Гантели
Набивной мяч
Утяжелители
Весы электронные медицинские
Мяч баскетбольный
Эспандер лыжника

Количество
4
8
16
2
8
2
2
2
2
10
17
20
10
15
1
2
12

Перечень технических средств обучения:
Наименование технических средств обучения
Ноутбук
Кассеты, диски, флеш карта с записями видео материалов

Количество
1

Информационное обеспечение
Наименование учебно-методических материалов (может
также включать перечень Интернет-ресурсов,
Количество

необходимых для использования в образовательном
процессе)
Верхошанский Ю.В.Основы специальной физической
подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
МанжосовВ.Н.Тренировка

лыжника-гонщика.

-

1

М.:
1

Физкультура иСпорт,1986.
Раменская Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.:

1

Физкультура и спорт, 1999.
Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов

1

М.: Физическая культура, 2005.
Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под
общ.ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт,

1

1982.
Лыжный спорт:учебно-методическое пособие /сост.В. Н.
Платонов, Д. Е. Баянкина, П. Е. Тюльков, О. П.Дитятев. –

1

Барнаул: АлтГПА,2012.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина,
1

Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
МищенкоB.C. Функциональные возможности спортсменов.

1

-Киев: Здоровья, 1990.
Лыжный спорт: организация, техника и методика. Авторы :
старший

преподаватель

кафедры

спортивно-

педагогических дисциплин БГПУ Е.А.Азарова; кандидат
педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
физического воспитания БГА ТУ А.В.Григоров; кандидат
педагогических наук, профессор кафедры физического

1

воспитания БГУ В.М.Киселев; старший преподаватель
кафедры

физического

воспитания

кандидат

педагогических

наук,

БГУ

А.В.Шопин;

доцент,

заведующий

кафедрой спортивно-педагогических дисциплин БГПУ
С.Я.Юранов
Современная система спортивной подготовки/Под ред.
Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустипа. — М.:

1

Издательство «СААМ», 1995.
Министерство спорта РФwww.minsport.gov.ru
Министерство образования и науки РФhttp://минобрнауки.рф/
Закон Российской Федерации «Об образовании»273-ФЗ, Типового
положения об образовательном учреждении дополнительного образования
детей.
Программы для системы дополнительного образования детей: детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва. «Лыжные гонки.» М.:Советский спорт, 2005.
Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеразвивающей программы по лыжным
гонкамобеспечивается педагогическими работниками другими
специалистами, имеющие среднее и высшее специальное образование,
имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и
практическимиумениями лыжных гонок, стремящиеся к профессиональному
росту.
Методические материалы
Основные физические качества
Одна из основных задач подготовки в спортивно-оздоровительногруппвоспитания физических качеств (силы, быстроты, выносливости,гибкости,
ловкости), необходимых для успешного овладения основамитехники вида
спорта.

Быстрота

-

способность

действияминимальный
Предполагается,

для

человека

данных

чтовыполнение

совершать

условий

данной

двигательные

отрезок

двигательной

времени.
задачи

кратковременно и не вызываетутомления. Развитие быстроты наблюдается с7
до 20 лет. Наиболееинтенсивные темпы естественного роста этого качества
происходят от 9 до11 лет, и в момент полового созревания от 14 до 15 лет и
позже.
Скоростно-силовые качества. Наибольший приростприходится на
возраст от 10—12 до 13—14 лет. После этого возраста ростэтих качеств
продолжается в основном под влиянием целенаправленнойтренировки.
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление
илипротиводействовать ему за счет мышечных усилий. Естественный рост
силымышц незначителен до 11—12 лет. Началом полового созревания (с 12
до 14лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное
развитиесилы имеет место в 14—17 лет.
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо
деятельности
этоспособность
организма,в

без

снижения

противостоять
частности,

ее

эффективности.

утомлению.

аэробная

Выносливость

Аэробные

мощность,

–

возможности

характеризуемая

показателеммаксимального потребления кислорода (МПК), увеличиваются с
возрастом.Наиболее

интенсивно

увеличиваются

показатели

аэробной

мощности впериод полового созревания (14—15 лет) и замедляются только
после 18 лет.При этом относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не
изменяется ввозрасте от 10 до 17 лет. Анаэробно-гликолитические
возможности имеюттенденцию к незначительному росту до 12—13 лет и к
более значительномуросту после 16 лет, т.е. в период достижения
биологической зрелости. Всвязи с этим дети гораздо легче переносят
соревнования в беге на 3000 м,нежели на 200—300 м.Креатинфосфатный
энергетический механизм наиболее интенсивноразвивается по достижении
биологической зрелости в возрасте 16—18 лет.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Рост этого
качестваинтенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный
скачок вразвитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы
гибкостьразвивается в основном под влиянием специальной тренировки.
Ловкость

—

сложное

комплексное

качество,

не

имеющее

единогокритерия для оценки. Измерителями ловкости являются:
- координационная сложность задания;
- точность его выполнения;
- время выполнения задания.
Координационные способности разбиваются наиболее интенсивно 9–
10до 11—12 лет. Следует иметь в виду, что сенситивные периоды у
детейимеют

значительные

индивидуальные

колебания,

связанные

с

наступлениембиологической зрелости. С учетом этих особенностей следует
определятьпреимущественную направленность тренировочного процесса по
годамобучения.На воспитание (развитие) этих качеств до определенного
уровня идолжна быть направлена физическая подготовка в спортивно –
оздоровительной

группе.

При

планировании

работы

необходимо

учитыватьвозрастные особенности физического развития.
Использование игрового метода на учебно-тренировочном занятии
Решению

задач

правильномуразвитию,

укрепления

обучения

учащихся

здоровья,

содействия

жизненно

необходимым

двигательнымнавыкам, воспитания физических, волевых и моральных
качеств

активносодействует

игра,

выступая

как

средство

и

метод

физического воспитания.
В

качестве

основного

тренировочногопроцесса

принципа

предлагается

организации

спортивно-игровой

учебнопринцип,

предусматривающийширокое использование специализированных игровых
комплексов

итренировочных

заданий,

позволяющих

одновременно

с

разностороннейфизической подготовкой подвести учащихся к пониманию

сутиединоборства с позиций,

возникающих и создающихся в ходе

поединкаситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом
естественно ипостепенно повышающихся тренировочных требований, по
мере реализациикоторых решаются задачи укрепления здоровья учащихся,
развития у нихспецифических качеств, необходимых в лыжных гонках,
привития любви кспорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям
лыжными гонками.
С

помощью

игрового

радостнуюатмосферу

метода

общения,

педагог

пробудить

у

может

быстро

создать

детей

желание

скорее

включиться впредложенную деятельность. Поэтому не случайно игровой
методпризнается одним из эффективных методов обучения.
Конечная

цель

в

этом

виде

спорта

достигается

благодаря

проявлениюинициативы и активных двигательных действий, ограниченных
правилами.
Некоторые

подвижные

игры,

нередко

напоминают

ребятам

известныеигры в обычных условиях. Однако здесь в них привносятся
элементылыжных
нужныефизические

гонок,

ограниченные

качества,

правилами.

приучают

Они

занимающихся

развивают
правильно

тактическимыслить, чувствовать время, умело рассчитывать свои силы.
 Игры с преимущественным развитием координации, ловкости: «Третий
лишний», «Пятнашки в парах», «Ручной мяч на ковре».
2. Игры с преимущественным развитием устойчивости и равновесия:
«Удержись на ногах», «Коты на ограде», «Проворная рука», «Борьба на
линии», «Кто устойчивее», «Выбивание опоры».
3. Игры с преимущественным развитием силовых качеств: «Борьба за
мяч», «Сильная хватка».
4. Игры с преимущественным развитием выносливости: «Пленники»,
«Всадники».
Спорт и игру роднит одно и тоже начало - соревнование.Благодаря
наличию

соревновательных

моментов,

игры-упражненияоказывают

эффективное воздействие на развитие физических качеств, ипрежде всего
силовых, скоростных, выносливости, координации и ловкости,а также на
воспитание

таких

ценных

морально-волевых

качеств,

какцелеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.
Целенаправленное

использование

игровых

средств

на

тренировочныхзанятиях способствует освоению искусства владения своим
телом,формированию

умения

сохранять

устойчивость,

маневрировать,

маскироватьсвои намерения, развитиюспособности самостоятельно решать
поставленные задачи, защищаться неотступая, осуществлять захваты и
освобождаться от них.
Наряду с обучение, игра несет большой воспитательный потенциал.
Такимобразом, подвижные игры - неотъемлемая часть системы подготовки
юныхспортсменов. Использование их в учебно-тренировочном процессе
позволяетсделать занятия эмоционально насыщенным.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Одним

из

важных

вопросов

в

управлении

учебным

процессомлыжников является система педагогического контроля. Для
оценкиэффективности средств и методов тренировки контроль используется
всоответствии

с

контрольными

нормативами

для

выявления

динамикиспортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.
Оценка

уровня

развития

физических

качеств

проводится

по

результатамтестирования на основе комплекса разнообразных упражнений.
Тестирование

состоит

из

пяти

нормативов

по

общей

физическойподготовке (ОФП).
Программа

тестирования

ОФП

включает

упражнения

для

определенияуровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости,
гибкости,силы - бег 30 м (девочки), бег 60 м (юноши), бег 500 м, прыжок в
длину сместа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа(девочки),
подтягивание(юноши), поднимание туловища из положения лежа на спине за
30 сек.,прыжки через скакалку за 1 мин.

Тестирование общей физической подготовленности осуществляется
двараза в год, в начале и в конце учебного года. Тестирование по
специальной итехнической подготовленности один раз в год (март).
При

проведении

насоблюдение

тестирования

требований

следует

инструкции

и

обратить

создания

внимание

условий

для

выполненияупражнений.
1)

Подтягивание

(для

оценки

силы

и

силовой

выносливости

мышцплечевого пояса).И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на
ширине плеч.Сгибание рук до положения «подбородок над перекладиной»,
возвращение ви.п. до полного выпрямления в локтевом суставе.
Методические

указания:

раскачивание

тела

на

перекладине,

сгибаниеног, перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное
числоподтягиваний.
2) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня
силовой(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также
статическойвыносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).И.П. –
упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки),разгибание – до
полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены
назад встороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию,
котораясохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается
однапопытка. Фиксируется количество отжиманий при условии при
условииправильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха.
Критериемслужит максимальное число отжиманий.
3) Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых
икоординационных способностей).И.П. – носки ног на стартовой линии.
Прыжок выполняется толчком обеиминогами с махом рук.
Методические указания: длина прыжка измеряется в сантиметрах
отстартовой линии до ближайшей к ней точки касания мата ногами или

любойчастью тела испытуемого. Засчитывается лучший результат из трех
попыток.Критерием служит максимальный результат.
4) Поднимание туловища из положения лежа на спине (для оценки
уровнясиловой (динамической) выносливости мышц брюшного пресса).И.П.
– лежа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на
90градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей, лечь.
Методические

указания:

фиксируется

максимальное

количество

подъемов за30 секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на
гимнастическоммате.
5) Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных
икоординационных способностей).И.П. – скакалка сзади. Фиксируется
максимальное количество прыжков за 1минуту в одной попытке. Критерием
служит максимальное количествопрыжков.
6) Бег 30 м, 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития
скоростныхи координационных способностей)Тестирование проводится на
дорожке стадиона или легкоатлетическогоманежа. Количество стартующих в
забеге определяется условиями, прикоторых бегущие не мешают друг другу.
Разрешается одна попытка. После10-15 минутной разминки дается старт.
Критерием, служит минимальноевремя.
7) Бег 500 метров (для определения общей выносливости).Проводится
на ровной местности в спортивной обуви без шипов.Тестирование
проводится после предварительной разминки. Разрешаетсяпереходить на
ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Критерием,служит
минимальное время.
Для

оценки

оздоровительных

специальных
группах

физических

включает

качеств

в

прохождение

спортивнона

лыжах

классическимстилем 1000 м.Критерием, служит минимальное время.
Для

оценки

технической

подготовки

в

спортивно-

оздоровительныхгруппах включает правильное выполнение попеременного

двухшажногохода, одновременных ходов, техника преодоления спусков,
поворотов,подъемов, торможения («сдано», «не сдано»).
Для

спортивно-оздоровительных

групп

выполнение

нормативов

является:


критерием для перевода занимающихся на уровень сложности

общеразвивающей программы


программа

считается

освоенной,

если

обучающийся

по

результатам тестирования набрал минимальное количество баллов (5 по
ОФП, 5 по СФП).
Норматив

Требования
Выполнение нормативов по физической и технической

2 балла

подготовке (увеличение своих результатов по сравнению
с прошлыми).

1 балл
0 баллов

Выполнение нормативов по физической и технической
подготовке (результат равен прошлому).
Выполнение нормативов по физической и технической
подготовке (результат уступает прошлому).

3.Cписок литературы
1. КвашукП.В.. Лыжные гонки: Примерная программа для системы
дополнительногообразования

детей:

детско-юношеских

спортивных

школ,специализированных детско-юношеских школ олимпийскогорезерва.
М.: Советский спорт, 2005 - 72 с.
2. Козлов

В.

В.

Физическое

воспитание

детей

в

учрежденияхдополнительного образования: Акробатика. - М.: Гуманит. изд.
ЦентрВЛАДОС, 2003.
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.: Учебник
М: Советский спорт, 2003. - 464 с.
4. Раменская Т.И. «Специальная подготовка лыжника» М.:Физическая
культура,2001г. – 323 с.
5. Раменская Т.И. «Юный лыжник». Учебно-популярная книга о
многолетней тренировке лыжников-гонщиков. М.: Физическая культура,
2004 г. – 204 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 480 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о защите персональных данных работников и обучающихся муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Североуральская спортивная школа".pdf (скачать)
Приказ об утвеждении политики в отношении обработки персональных данных.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».